В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, идентичности содержания образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья приказами Министерства просвещения Российской Федерации утверждены обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — ФГОС НОО, ООО, СОО):
Федеральный закон № 371 ФЗ от 24.09.2022г."О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации""(размер: 0.76 Mb) Приказ Минпросвещения России № 732 от 12.08.2022 г."О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413"
(размер: 5.28 Mb) Протокол заседания федерального учебно-методического объединения по общему образованию № 9/22 от 14.11.2022 г.
(размер: 0.81 Mb) Приказ Минпросвещения России № 286 от 31.05.2021 г. "Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования"
(размер: 3.21 Mb) Приказ Минпросвещения России № 287 от 31.05.2021 г. "Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования"
(размер: 7.26 Mb) Приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2021 г. "Об утверждении федерального образовательного стандарта среднего общего образования"
(размер: 0.63 Mb) Распоряжение Министерства образования МО № Р-820 от 20.12.2022 г. "Об организации работы по введению обновленного федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в общеобразовательных организациях Московской области"
(размер: 0.8 Mb) Приказ Министерства просвещения РФ № 992 от 16.11.2022 г. "Об утверждении федеральной образовательно программы начального общего образования"
(размер: 2.4 Mb) Приказ Министерства просвещения РФ № 993 от 16.11.2022 г. "Об утверждении федеральной образовательно программы основного общего образования"
(размер: 4.92 Mb) Приказ Министерства просвещения РФ № 1014 от 23.11.2022 г. "Об утверждении федеральной образовательно программы среднего общего образования"
(размер: 4.12 Mb) Письмо Министерства образования МО 18 ИСХ - 4975/05-01 от 15.03.2023 г. "Методические рекомендации по введению федеральных основных образовательных программ"
(размер: 8.47 Mb) Письмо Министерства просвещения РФ № 03-870 от 22.05.2023 г. "О введении обновленных государственных образовательных стандартов и федеральных основных образовательных программ"
(размер: 0.17 Mb) Письмо Министерства просвещения РФ № 03-68 от 16.01.2023 г. "О введении федеральных основных общеобразовательных программ"
(размер: 0.17 Mb) Письмо Министерста образования МО № 18 ИСХ - 1162/05-01 от 25.01.2023 г. "Информация о введении федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённых приказами Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования", от 16.11.2022 № 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования", от 23.11.2022 № 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования""
(размер: 2.56 Mb) Информационно-разъяснительное письмо об основных изменениях, внесенных в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, и организации работы по его введению
(размер: 0.31 Mb) Презентация "Об особенностях введения федеральных основных образовательных программ"
(размер: 1.72 Mb) Презентация "Введение обновленного ФГОС среднего общего образования в общеобразовательных организациях Московской области"
(размер: 0.46 Mb) Презентация "Об особенностях реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"
(размер: 0.89 Mb) План-график мероприятий Минпросвещения России по введению обновленного федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(размер: 0.53 Mb) Памятка "Ответы на частые вопросы о федеральных образовательных программах"
(размер: 1.5 Mb) Что важно знать о введении ФООП родителям
(размер: 0.06 Mb) Информация для родителей и обучающихся по ФГОС СОО
(размер: 0.25 Mb)
Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО, ООО и СОО остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся.
Основные изменения обновленных ФГОС НОО, ООО и СОО связаны с детализацией требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Формулировки детализированных требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам учитывают стратегические задачи обновления содержания общего образования, конкретизированы по годам обучения и направлениям формирования функциональной грамотности обучающихся. Детализация и конкретизация образовательных результатов определяет минимальное содержание рабочих программ по учебным предметам и дает четкие ориентиры для оценки качества образования учителем, образовательной организацией и т.д. Среди основных изменений обновленных ФГОС НОО, ООО и СОО выделить следующие: Изменился общий объем аудиторной работы обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ
ФГОС НОО определяет общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3190 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. ФГОС ООО определяет общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Общий объем аудиторной работы обучающихся с ОВЗ в случае увеличения срока обучения на один год не может составлять менее 6018 академических часов за шесть учебных лет. План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования (до 1320 академических часов за четыре года обучения), при освоении программы основного общего образования (до 1750 академических часов за пять лет обучения) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей Организации. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого Организацией, включает учебные предметы, учебные курсы (в том числе внеурочной деятельности), учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Произошли изменения в количестве учебных предметов, изучающихся на углубленном уровне. ФГОС ООО определяет требования к результатам освоения программ основного общего образования по учебным предметам «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология» на базовом и углубленном уровнях. Углубленное изучение отдельных предметных областей, учебных предметов (профильное обучение) реализует задачи профессиональной ориентации и направлено на предоставление возможности каждому обучающемуся проявить свои интеллектуальные и творческие способности при изучении указанных учебных предметов, которые необходимы для продолжения получения образования и дальнейшей трудовой деятельности в областях, определенных Стратегией научно-технологического развития. В целях конкретизации, оптимизации процедур обновления материально-технической базы образовательных организаций в тексте ФГОС даются разъяснения понятия «современная информационно-образовательная среда». В обновленных ФГОС детализирован воспитательный компонент в деятельности учителя и школы, определены связи воспитательного и собственно учебного процесса. Обозначены виды воспитательной деятельности как способы достижения личностных образовательных результатов.
ФГОС СОО Максимально допустимая аудиторная нагрузка обучающихся за два учебных года среднего общего образования не может быть более 2516 академических часов (на 74 часа меньше по сравнению с предыдущей редакцией ФГОС СОО),что соответствует СанПиН и позволяет предупредить переутомление и сохранить оптимальный уровень работоспособности обучающихся. В соответствии с обновленным ФГОС СОО учебный план обучения должен содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с выбранным профилем обучения. Расширение списка обязательных учебных предметов призвано обеспечить качественную подготовку обучающихся на уровне среднего общего образования в том числе по предметам естественнонаучного и социально-гуманитарного цикла (физика, химия, биология, обществознание, география), изучение которых в соответствии с предыдущей редакцией ФГОС СОО осуществлялось по выбору обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Сохранение на уровне среднего общего образования обязательного изучения русского языка на одном (базовом) уровне для всех профилей, предусмотренных ФГОС СОО, связано с тем, что русский язык – государственный язык Российской Федерации. Экзамен по русскому языку обязателен для всех обучающихся, владение современным литературным языком, навыками работы с различной текстовой информацией необходимы каждому выпускнику образовательной организации независимо от профиля обучения. Важным изменением является включение изучения некоторых учебных предметов на углубленном уровне на уровне среднего общего образования, в том числе одного из самых выбираемых предметов для прохождения ГИА в 11 классе – обществознания. В этой связи для усиления правоведческой и экономиковедческой составляющих образования содержание таких предметов как «Право» и «Экономика» интегрировано в предмет «Обществознание» базового и углубленного уровня. Содержание учебного предмета «Астрономия» вошло в полном объеме в содержание учебного предмета «Физика», также сохранены и требования к предметным результатам. Содержание учебных предметов «Естествознание» и «Экология» сквозной содержательной линией включено в такие учебные предметы как «Биология», «Химия», «Физика», усиливая содержание этих предметов. Содержание учебного предмета «Россия в мире» вошло в учебные предметы «История» и «Обществознание». В связи с тем, что такие предметы как «Право», «Экономика», «Естествознание», «Россия в мире», «Экология» изучались по выбору обучающихся, образовательные результаты, формируемые содержанием указанных учебных предметов, не являлись предметом оценки в рамках ГИА и иных оценочных процедур. Освоение обучающимися образовательных программ по названным учебным предметам не проверялось. В настоящее время благодаря утверждению обновленного ФГОС СОО эта работа будет систематизирована, содержание обозначенных во ФГОС СОО учебных предметов будет проверяться в рамках оценочных процедур. Таким образом, в обновленном ФГОС СОО сохранены объем и содержание всех учебных предметов предыдущей редакции ФГОС СОО. Более того, в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация вправе включить в учебные планы дополнительные учебные предметы, по выбору обучающихся в соответствии со спецификой профиля и возможностями общеобразовательной организации.Прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373, прекращается 1 сентября 2022 года. Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2022 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные организации для обучения по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373, от 16 августа 2022 г. № 732, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения, за исключением случаев готовности образовательной организации к реализации обновленных ФГОС НОО, ООО и СОО и наличия согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Информация о горячей линии по вопросам введения обновленных ФГОС На сайте ИРО АСОУ размещены основные документы по переходу на обновленный ФГОС.
Горячая линия по вопросам введения обновленных ФГОС в Московской области +7 (916) 494-60-94
Начальное общее образование (НОО): 1-2 классы
Основное общее образование (ООО): 5-6 классы
Начальное общее образование (НОО): 3-4 классы
Основное общее образование (ООО): 7-8 классы
Среднее общее образование (СОО): 10 классы
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
(размер: 0.38 Mb)
Документы органов исполнительской власти, регулирующие введение и обеспечение перехода на обновленные ФГОС-2021
Письмо Министерства просвещения РФ № 03-1899 от 11.11.2021 г. "Об обеспечении учебными изданиями обучающихся в 2022/23 учебном году"(размер: 0.2 Mb) Письмо Министерства образования № 03-1420 от 31.08.2021 г. "Об изучении учебного предмета "Второй иностранный язык""
(размер: 0.23 Mb) Приказ Управления образования г.о.Солнечногорск № 158/1 от 16.03.2022 г. "Об утверждении графика введения ФГОС НОО и ФГОС ООО в городском округе Солнечногорск в 2022-2023, 2023-2024, 2024-2025 учебных годах"
(размер: 0.04 Mb) Приказ Управления образования г.о.Солнечногорск № 779 от 30.12.2022 г. "Об организации работы по введению обновленного федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в общеобразовательных организациях городского округа Солнечногорск"
(размер: 0.05 Mb)
Документы и научно-методические материалы по введению и обеспечению перехода на обновленные ФГОС-2021
Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования по обновленному ФГОС-2021
Институт стратегии развития образования РАО по заданию Минпросвещения России разработал примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования.
Научно-методические материалы по введению и обеспечению перехода на обновленные ФГОС-2021